Слухи о компьютерной слежке за продажами водки в розницу сильно преувеличены.
"Однозначно можно сказать, что речи не может идти о каких-либо мерах, которые способны вызвать какой-либо дефицит", - так пресс-секретарь председателя правительства Владимира Путина откликнулся вчера на сообщения в СМИ о том, что водка и вино могут пропасть с прилавков магазинов.
Дмитрий Песков признал, что "правительство и подведомственные правительству агентства работают по усилению контроля за прозрачностью рынка", сообщили информационные агентства. Однако при этом отметил, что "в обозримой перспективе вряд ли может идти речь о контролировании продаж в рознице".
Накануне в СМИ появилась информация, что государство собирается распространить действие Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и на розничную торговлю. В 2006 году, когда под государственный контроль были взяты производство и импорт алкоголя, на алкогольном рынке случился коллапс, прилавки вино-водочных отделов на время опустели. С тех пор участники рынка крайне болезненно реагируют на любые действия, связанные с развитием ЕГАИС.
С другой стороны, некоторые эксперты убеждены, что ужесточение государственного контроля на розничном рынке необходимо. В конце апреля правительство одобрило повышение акцизов на алкоголь и табак. С первого января 2012 года акциз на литр этилового спирта вырастет до 254 рублей против нынешнего 231 рубля. Первого июля следующего года акциз поднимется уже до 300 рублей за литр. С начала 2013 года акциз "прибавит" еще 100 рублей, и с начала 2014 года достигнет 500 рублей. Минимальная цена поллитровой бутылки "белой" водки, установленная сейчас на уровне 98 рублей, поднимется сначала до 108 рублей, потом - до 120 рублей, и в конце концов - до 184 рублей.
Как говорят знатоки проблемы, при таком росте розничных цен может увеличиться производство "левой" водки - вполне качественной, но не "обремененной" уплатой акцизов. А потому существенно более дешевой.
Отсюда и предложение распространить действие ЕГАИС на розницу.
Известный аналитик алкогольного рынка Вадим Дробиз полагает, что установка ЕГАИС в каждом магазине будет стоить бизнесу несколько тысяч долларов. Другие эксперты сдержаннее в оценках масштаба потерь. Однако в любом случае, если перемножить их на 280 тысяч розничных торговых точек с лицензией на реализацию алкоголя, получится круглая сумма. И ее бизнес, естественно, постарается вернуть себе из карманов покупателей.
Впрочем, вопрос пока находится в стадии проработки, Росалкогольрегулированию еще только предстоит подготовить предложения на этот счет. Потом они должны пройти согласования с другими ведомствами. В общем, это порой довольно длительная процедура "шлифования идеи".
Любопытно, что некоторые эксперты рынка, оценивая перспективы внедрения ЕГАИС в алкогольной рознице, предлагают сначала провести эксперимент в отдельных городах, внедрять ее только в сетевых магазинах, а сельпо не трогать вовсе.