Аппарат главы администрации обратился в арбитражный суд в конце декабря прошлого года („Ъ" уже писал об этом споре в № 42 от 12.03.2011 г.). Причиной требований об аннулирования алкогольной лицензии стали претензии Росалкогольрегулирования по ЮФО. 22 октября 2010 года федеральная служба возбудила в отношении компании дело об административном нарушении, которое послужило поводом для осмотра четырех магазинов сети «Пятерочка», франчайзи которой по Волгоградской области является ООО «Тамерлан». В итоге обнаружена алкогольная продукция от ООО «Каскад» с несоответствующей акцизной маркой — винные марки на водке. В конце ноября межрегиональное управление Росалкогольрегулирования в ЮФО направило в администрацию Волгоградской области представление об аннулировании у «Тамерлана» лицензии. В свою очередь, аппарат обладминистрации как лицензирующий орган просил об этом суд, ссылаясь на ФЗ № 171, который считает «оборот алкогольной продукции без маркировки» либо «с поддельными марками» основанием для прекращения лицензии.
Руководители ООО «Тамерлан» вчера отсутствовали в регионе и не смогли конкретизировать свою позицию. А по информации заведующей отделом торговли аппарата облдаминистрации Галины Машенцевой, компания в процессе разбирательства доказывала, что в момент обнаружения нарушений проверить марки не имела возможности, поскольку доступ к Единой государственной информационной системе (ЕГАИС), позволяющий это сделать, в ООО получили почему-то только в марте 2011 года. Эти обстоятельства уже рассматривал суд Краснооктябрьского района Волгограда и своим решением в феврале этого года признал доводы ООО «Тамерлан» обоснованными. Поэтому 11 апреля арбитражный суд вынес решение об отказе в требованиях по аннулированию лицензии, поскольку эти обстоятельства уже были предметом рассмотрения суда общей юрисдикции.
В администрации области вчера „Ъ" пояснили, что не планируют обжаловать решение арбитража, а иск был подан по причине требований со стороны Росалкогольрегулирования. Галина Машенцева и руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко не склонны считать инцидент «глобальной проблемой». «Была проверка, и есть правила, которые надо всем соблюдать», — отметил Дмитрий Семененко. При этом оба подтвердили, что прежде ни у «Пятерочки», ни у других розничных сетей в регионе таких судебных споров не возникало. Связаться с представителями южнофедерального Росалкогольрегулирования вчера не удалось.
Наблюдатели же напоминают, что уже не первый год федеральная сеть X5 Retail Group пытается приобрести «Тамерлан», который сейчас является ее крупнейшим франчайзи и объединяет 210 магазинов в Волгоградской и Самарской области. Дмитрий Семененко хотя и не говорит об этой версии, но отмечает, что «волгоградская «Пятерочка» — хороший дискаунтер. Она привлекает покупателей ценой и удобным расположением. Это «магазин у дома», и потребность в таком сегменте у мегаполисов сохраняется». А участники рынка полагают, что лишение «Тамерлана» алкогольной лицензии могло бы снизить доходы «Тамерлана» на 25-35 процентов, что «простимулировало» бы продажу «Пятерочек».
Напомним, что в 2008 году X5 уже подавала ходатайство в ФАС о приобретении «Тамерлана» и ее «дочек» — «Агроторг-Самара» и «Агроторг-Ростов». По Ростову сделка состоялась, а по Самаре — нет, поскольку в том же году („Ъ" писал об этом 21.06.2008 г.) господин Пелагейко продал самарскую «дочку» («Агроторг-Самара»), и представитель Х5 (компания Lefaro) предъявила тогда к бизнесмену претензии по «выводу» самарских активов.
В 2010 году X5 продолжала расширять свою сеть, приобретя 600 магазинов дискаунтера «Копейка», которые будут ребрендированы в «Пятерочки». Старший аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Бобровская подтвердила, что «у X5 существует стратегия по выкупу своих франчайзинговых магазинов», но не утверждает, что X5 пытается поглотить волгоградскую сеть «Пятерочки». Что касается аннулирования алкогольной лицензии как механизма подобных сделок, то эксперт отметила что «на рынке не фиксируется подобной практики».
В то же время Татьяна Бобровская полагает, что стратегия X5 по выкупу своих франчайзи — «тенденция долгосрочная». «Думаю, будет еще не одна попытка поглотить франчайзинговые компании. Если у местного дискаунтера хорошие активы, у него есть шанс сохранить свои позиции. Но все же возможности федеральных игроков значительно больше», — считает аналитик. Волгоградский эксперт Дмитрий Семененко положительно оценивает работу местных продовольственных ритейлеров, но все же не исключает приход в регион крупных игроков, зарубежных сетей.