Роспатент в конце апреля аннулировал у компании «Дербентский винно-коньячный комбинат» (ДВКК) два свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара (НМПТ) — «Дербент» и «Дагестан», сообщил источник, близкий к одной из сторон спора за эти НМПТ, и подтвердил источник, близкий к Роспатенту. С заявлением о прекращении действия этих свидетельств в Роспатент обратился крупный производитель алкоголя — Дербентский коньячный комбинат (ДКК).
Представители Роспатента отказались комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что производство по делу не завершено.
НМПТ — объект интеллектуальной собственности, закрепляющий за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на наименование. Бренди «Дербент», согласно НМПТ, должен считаться алкогольный напиток из выдержанного виноградного спирта, полученного перегонкой, имеющий ванильно-шоколадный тон с присутствием смолянистых оттенков, с выдержкой шесть-семь лет и крепостью 40%. Бренди «Дагестан» помимо определенных вкусовых тонов должен обладать выдержкой 15 лет и крепостью 42%. Оба бренди должны быть изготовлены из винограда, выращенного «в уникальной местности» с определенным рельефом и составом почв.
ДКК создан в 1960 г. Акционерами одноименного ОАО сейчас значатся Melita Europe Holdings Limited (44,16%), ЗАО «Моряна» (55,36%), генеральный директор Мурад Гаджиев (0,3%), главный инженер Павел Мишиев (0,15%). По данным ЕГРЮЛ, акционерами ЗАО «Моряна» на паритетных началах являются Ашура Гаджиева и Лилия Мишиева. Выручка предприятия за девять месяцев 2010 г. составила 620,26 млн руб., чистая прибыль — 284,24 млн руб. В 2009 г. компания реализовала 250 800 дал коньяка и 3600 дал вина, объем выработки коньячного спирта составил 140 000 дал.
Как рассказал Эшреф Уруджов, начальник правового управления ДКК, в начале 2000-х гг. его компания обеспокоилась тем, что в республике появилось много производителей коньячной продукции, которые, не обладая виноградниками и специализированными производственными мощностями, стали производить коньяк под названием «Дербентский» или «Дагестанский». Эти коньяки изготавливались из спиртов, произведенных вне Республики Дагестан, указывает Уруджов. В 2003 г. ДКК обратился в Роспатент с просьбой зарегистрировать «Дербент» и «Дагестан» как НМПТ. Свидетельства на исключительное право пользования НМПТ были получены с 2008 г.
В апреле 2010 г. Роспатент выдал разрешения на использование НМПТ «Дербент» и «Дагестан» еще одному производителю — ДВКК. В сентябре 2009 г. гендиректор ДВКК Вячеслав Гилядов сообщал «РИА Дагестан», что предприятие полностью заработает через два года, когда будет достроен спиртзавод. Сейчас основу предприятия составляют три цеха, говорил он: цех готовой продукции, цех розлива и стеклотары. По данным ЕГРЮЛ, совладельцами компании, зарегистрированной в 2006 г., являются Калимат Расулова (70%), через ООО «Проминвестстрой» — Патимат Омарова (29,1%) и Елена Гудилина (0,9%). Финансовые показатели не раскрываются. По данным Росспиртпрома, ДВКК в 2010 г. произвел 110 000 дал коньяка.
Минсельхоз и Роспатент не учли ряда факторов, утверждает Уруджов: у ДВКК, по его данным, нет собственной сырьевой базы и компания закупает коньячные спирты за пределами Дагестана. «Согласно требованиям НМПТ коньяк «Дагестан» и «Дербент» вырабатываются из спиртов, произведенных из винограда, выращенного в Дагестане и выдержанного в дубовых бочках», — говорит Уруджов. К тому же ДВКК получил лицензию в 2009 г., а значит, не может производить коньячную продукцию «Дагестан» и «Дербент» ранее чем в 2015 и 2020 гг. соответственно, считает он.
«Продукт прошел контроль в региональном и федеральном минсельхозах», — говорит юрист Сергей Зуйков, который представляет интересы ДВКК. «На производство поступают готовые спирты старше 15 лет, которые мы закупаем в совхозах Гиджук и Алиева в Табасаранском и Дербентском районах Дагестана», — добавляет представитель ДВКК.
ДКК, утверждает Зуйков, оформил регистрацию НМПТ с нарушением: в перечень особых свойств включена выдержка, что не может быть критерием уникального места производства, аналогичные нарушения касаются вкусовых качеств продукта. «Во Франции коньяк, произведенный в провинции Коньяк, будет называться коньяком вне зависимости от его возраста», — продолжает он. «На этом основании мы требуем аннулировать регистрацию НМПТ «Дербент» и «Дагестан» для обоих комбинатов — ДВКК и ДКК. Соответствующее возражение направлено в Роспатент», — говорит Зуйков (копия есть в распоряжении редакции). Подтвердить это в Роспатенте не удалось.
По словам вице-президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповичева, лидерами рынка являются Кизлярский коньячный завод и ДКК: «на их долю приходится 95% производимых в России коньячных спиртов и 80% отечественных высококачественных коньяков». Всего в Дагестане, говорит Поповичев, несколько десятков коньячных заводов, но «никто достоверно не знает, из чего они производят свои продукты». «Информации, у кого ДВКК приобретает 15-летнее сырье, у меня нет», — говорит Поповичев.
«Очевидно, стороны бьются за бренд, и тут нет ничего общего с системой НМПТ, принятой во всем мире», — считает винный критик Игорь Сердюк. По его словам, место произрастания винограда может и не являться уникальным свойством: например, хересные бренди производятся из винограда, выращенного в провинции Ла-Манча, а после выдерживаются в бочках в хересной зоне. «Все дело в определенных правилах и уникальных технологиях производства продукта», — указывает Сердюк.
Сколько налили
По данным Росстата, в 2010 г. в России было произведено 9 млн дал коньяка. По данным Союза виноградарей и виноделов России, крупнейшими заводами, производящими коньяк из российского сырья, являются Кизлярский коньячный завод, Дербентский коньячный комбинат, ЗАО «Новокубанский» и ЗАО «Прасковейское» – они контролируют около 10% коньячного рынка.