Международному продуктовому ритейлеру Spar
пришлось бороться в России с клоном. Экс-партнер сети компания
«Нижегородские семена» после разрыва отношений в 2009 году решила
сэкономить на креативе, добавив к прежнему названию всего одну букву —
Spart. Использовать название, до степени смешения схожее со Spar,
сначала запретила ФАС, а после на сторону западного ритейлера встал и
суд. С подобными проблемами в России уже сталкивалась, к примеру,
французская компания Auchan.
Первый арбитражный апелляционный суд 16 июня 2010 года
подтвердил законность и обоснованность решения Нижегородского УФАС по
делу «Спар Миддл Волга» против компании «Нижегородские семена», которая
почти год пыталась отстоять возможность называть свой магазин Spart.
Как выяснила РБК daily, до встречи в суде «Спар» и
«Нижегородские семена» были партнерами — последняя компания работала по
субфраншизе ритейлера. Но франчайзи, по утверждению юриста «Спар Миддл
Волга» Ирины Курюмовой, не соблюдал стандарты работы, поэтому в июне
2009 года деловые отношения с ним прервались. «Правда, «Нижегородские
семена» отказались снимать со своего единственного магазина вывеску
Spar», — добавила г-жа Курюмова.
«Спар» направила бывшему партнеру несколько писем с претензиями,
в результате чего «Нижегородские семена» сменили вывеску на Spart. В
июле 2009 года правообладатель подал заявление в Нижегородское УФАС,
которое уже в августе возбудило дело по признакам нарушения
антимонопольного законодательства в отношении экс-франчайзи.
В качестве доказательств были представлены фотографии с
изображением вывески на магазине по адресу: Нижний Новгород, ул.
Тимирязева, д. 3, с изображением наименования Spart, напечатанного
белыми буквами на красном фоне, сходного с изображением товарного знака
Spar. Наименование Spart было выполнено идентичным шрифтом и отличалось
лишь одной дополнительной буквой.
В октябре прошлого года ФАС обвинила бывшего франчайзи «Спар
Миддл Волга» в недобросовестной конкуренции. «Нижегородские семена»
пытались отстоять свою правоту в суде, хотя уже в декабре прошлого года
сменили вывеску на Spart. В марте 2010 года Арбитражный суд
Нижегородской области подтвердил законность решения и предписания ФАС.
Связаться с «Нижегородскими семенами» вчера не удалось.
Юрист компании «Николаев и партнеры» Василий Моисеев говорит,
что «нигде законодательно не прописано, что должно совпасть, чтобы
товарный знак и изображение можно было признать сходными до степени
смешения». «Есть критерии синтаксические, графические, а что в комплексе
считать смешением — остается на усмотрение суда. Я бы мог взяться за
это дело и доказать, что эти названия не похожи до степени смешения», —
сказал он.
С подобными проблемами в свое время столкнулась в России сеть
гипермаркетов «Ашан». Так, летом прошлого года российское подразделение
французской Auchan судилось с московским супермаркетом «Аршан».
Небольшой магазинчик в центре города, оформленный, как и мировой
ритейлер, в желтых и красных тонах, предпочел добровольно сменить
название.
X5 Retail Group, в свою очередь, выясняет отношения в суде со
своим франчайзи в Татарии. Конфликт начался летом 2009 года, когда Х5
зашла в регион с магазинами «Пятерочка +», где уже с брендом «Пятерочка»
по лицензии работал «Ак Барс торг». В декабре прошлого года УФАС
постановила, что Х5 не может использовать в регионе свой бренд до 2014
года, пока не истечет контракт с партнером. Кроме того, Х5 оштрафовали
на 10,6 млн руб., но ритейлер оспаривает в судах это решение и
предписание УФАС.
|