Российские импортеры
вин с четвертой попытки создали собственную ассоциацию, которая не
только будет лоббировать их интересы во властных структурах, но и
повышать популярность вина в России. Поставщики обещают, что если
потребление вин вырастет, а издержки от госрегулирования рынка упадут,
то цены на него снизятся— во всяком случае, в ресторанах, которые делают
наценки на вино сегодня, по их мнению, слишком высокими.
«Нам
очень хотелось бы в течение ближайших нескольких лет увеличить
потребление вина в России втрое до среднеевропейского уровня»,— рассказал на пресс-конференции, посвященной началу работы Ассоциации импортеров вин, один из ее основателей,
глава компании „Юнайтед Дистрибьюторс" Валерий Филатов.
«Мы
не будем бросаться в крайности и делать из России Италию или Францию,—
пообещал импортер.— Но увеличить потребление хотя бы до 20 литров в год
на человека вполне возможно. Это позволит нам поставлять на рынок
качественное вино по доступным для потребителя ценам».Упомянутый
уровень является для поставщиков определяющим еще и потому, что 21 литр
вина на человека в год приходился в 1980 году в Советском Союзе— эта
дата считается точкой отсчета, после которой популярность вина стала
падать. Спустя 30 лет, после множества исторических перипетий, главной
из которых стала антиалкогольная кампания Михаила Горбачева, в ходе
которой вырубались виноградники, потребление вина в России составляет 7
литров в год на человека. Это всего лишь 6% от выпиваемых в стране
алкогольных напитков. Для сравнения, 80% приходится на пиво, а 13%— на
водку.
«Рестораторы немножко не правы»«Мы хотим увеличить аудиторию вина»,— заявил
Филатов.
Он уверен, что тогда под давлением спроса снизятся и цены на него, ведь
потребитель станет более грамотным в выборе вин и будет разбираться в
их настоящей стоимости. Тогда как сегодня посетители ресторанов готовы
покупать вино по завышенным ценам.
Поставщики сходятся в том, что
если в розничной торговле ценообразование можно назвать более-менее
оптимальным, то в ресторанах оно совершенно нецивилизованное: по их
данным, наценка рестораторов на вино в среднем составляет 300%.
«Нужно
ждать большего объема потребления на душу населения, когда спрос будет
более значительным, появится „эластичность", и можно будет ценой объема
начать регулировать цены,— согласился с Филатовым
глава импортера „Симпл" Максим Каширин.—
За границей на вина в ресторанах устанавливается маленькая наценка. У нас общепит работает иначе».
[i]«Ценовая политика розничных продавцов вполне разумна и соответствует европейским и мировым нормам,— добавил
директор „ДП-Трейд" Дмитрий Пинский.— Но в ресторанах хуже».[/i] По его словам, это связано с начальной стадией развития российского рынка хорошего вина.
«Рестораны немножко не правы,— сказал Пинский.— В дальнейшем этот абсурд уйдет».Источник:
ЦИФРРАКроме
того, импортеры ставят перед собой цель снизить слишком высокие сегодня
затраты, связанные с бюрократическим регулированием рынка. Если это
удастся, это будет еще одной причиной, по которой импортеры пойдут на
снижение оптовых цен, уверяет сенатор от Краснодарского края и винный
энтузиаст Александр Починок, который стал почетным президентом
Ассоциации импортеров вин.
«Наша задача— снизить себестоимость бутылки, найти равновесную цену, которая устроит и государство, и рестораны, и потребителей»,— резюмировал
Валерий Филатов.
«Это точка выживания»Однако позиция импортеров вин не нашла понимания среди рестораторов.
«Наценка на вина в ресторанах абсолютно адекватна»,— возражает
ресторанный консультант, глава компании Restcon Андрей Петраков
в комментарии GZT.RU. По его словам, наценка в ресторанах в 200–300%
(не только на алкоголь, но и на еду)— это «точка выживания» для
ресторанов, при которой их работа еле начинает окупаться.
«Это не жадность, а вынужденная мера. Высокие наценки у нас диктуются рынком— условиями, в которых работают наши рестораны».
Если в Европе наценка меньше, то там меньше и арендная плата, и неформальные поборы, и другие издержки, уверяет
Петраков.Источник:
ЦИФРРА«В 300% входит себестоимость и затраты заведения, а уже все, что свыше 300%,— прибыль»,— подтверждает
ресторатор и консультант по развитию ресторанного бизнеса Стас Мельников.
По его словам, такой подход применяется при ценообразовании на всю
продукцию в сфере общепита. Впрочем, подобная калькуляция— это
среднерыночная формула, которая корректируется в каждом ресторане по
усмотрению управляющего, отмечает он.
Наценка на алкогольную
продукцию зависит от себестоимости продукта, на которую влияет много
других факторов: акциз, таможня и так далее, объясняет
Мельников. Также просто накрутить какой-то дополнительный, выгодный владельцам заведения процент.
При этом в наценке на вина есть своя закономерность.
«Чем дороже и элитнее вино, тем наценка меньше,— говорит Мельников.—
Если, например, заведение закупило вино по себестоимости 15 тыс. рублей
за бутылку, по идее на выходе она уже должна стоить 45 тыс., а в итоге
будет 20–23 тыс., а и иногда, если ставка на продажу этого вина не
делается, то и все 17 тыс.».Пива и водки стали пить больше, а вина - меньше. Сравнительная таблица с 1980 по 2008 г. Источник:
ЦИФФРАКроме
того, на себестоимость сильно влияет и формат заведения, и его уровень,
и аудитория, на которую он рассчитан. Один и тот же напиток в разных по
уровню заведениях может стоить, соответственно, по-разному.
При
этом рестораторы действительно зачастую пользуются неразборчивостью
потребителя, говорят ресторанные консультанты. Четкое и понятное
ценообразование на вина есть только в специализированных ресторанах, где
есть большой выбор, квалифицированные специалисты (сомелье) и кухня,
подходящая к винам различной категории, рассказывает
Стас Мельников. «
Мало
кто признается из рестораторов средней руки, но при расчете винной
карты ценообразование делается практически с бухты-барахты: подбирается
продукция с невысокой себестоимостью и популярной среди потребителя
страной производства, ведь у нас любят вино по стране-изготовителю».По пятьдесятРесторанные эксперты сомневаются, что в случае повышения спроса на хорошее вино оно станет дешевле в России.
«Судя по логике предпринимателей в России, если потребители начнут пить
больше, то цены они повысят,— говорит [i]Андрей Петраков.— Ни о каком снижении речь не пойдет— они будут отыгрываться за все, в том числе за неудачи последних лет»[/i].
«Сегодня говорить о снижении цен при росте продаж вина неуместно»,— добавляет
Стас Мельников. По его словам, логики здесь не видно. «
Ведь,
чтобы мотивировать выбор потребителя в пользу вина, а тем более вводить
эту культуру в массы, все поголовно должны быть поклонниками Марио
Пьюзо, который в своем легендарном „Крестном Отце", писал о вине, как о
воде, которую потребляли во время трапезы... У нас же вечером, во время
ужина, практически так: „Ну что, по пятьдесят?". Но к вину это не
относится...»,— резюмирует
Мельников.АЛКОЭКСПЕРТ по материалам gzt.ru