Как стало известно РБК daily, московский завод «Кристалл» несколько месяцев назад приостановил контрактный выпуск водки «Путинка», ставшей одним из символов алкогольного рынка России последнего десятилетия. В компании «Винэксим», эксклюзивном дистрибьюторе «Путинки», объясняют это тем, что «Кристалл» повысил цену на розлив водки и стороны пока не могут урегулировать этот вопрос. На рынке тем временем говорят, что реальной причиной является переход популярного бренда в портфель частно-государственного тандема «Росспиртпром» — ВЕДК.
ДОРОГОЙ «КРИСТАЛЛ»
Водочная марка «Путинка» была запущена в производство на московском заводе «Кристалл» в 2003 году. За последние восемь лет эта марка неизменно входила в пятерку самых популярных водок на российском рынке и была основным брендом, выпускавшимся на мощностях «Кристалла». В разные годы «Путинка» занимала до 41% объема всей водки, разливавшейся на столичном заводе. В 2009 году доля «Путинки» составила 30,4% от всей продукции, выпущенной на заводе.
Как стало известно РБК daily, компания «Винэксим», размещающая заказы на розлив «Путинки» на «Кристалле», остановила производство популярной марки в конце января 2011 года. Данную информацию РБК daily подтвердил директор по маркетингу компании Александр Голубев. У руководства «Кристалла» получить комментарий не удалось, однако источник на предприятии рассказал, что розлив «Путинки» действительно остановлен на неопределенный срок, а на складах завода находится порядка 72 тыс. дал уже выпущенной продукции под этой маркой.
Пока остановка производства «Путинки» не отразилась на показателях «Кристалла». По данным Росстата, за первые три месяца 2011 года завод сумел даже увеличить выпуск водки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5%. Источник, знакомый с ситуацией на «Кристалле», пояснил, что заводу удалось компенсировать объемы, потерянные из-за приостановки выпуска «Путинки», за счет увеличения производства продукции другого заказчика — компании «Кристалл-Лефортово», которая сумела договориться с руководством завода о снижении цен, повышенных с начала года.
Высокая цена «Кристалла» на контрактный розлив стала одной из причин остановки производства «Путинки». По данным экспертов алкогольного рынка, в среднем отпускная цена на водку у «Кристалла» на 12 руб. выше, чем у аналогичных ликероводочных заводов, работающих в регионах. К тому же с нового года завод повысил отпускную цену для клиентов еще на 5—6 руб., ссылаясь на рост издержек и предстоящий перенос производства.
«Сейчас мы ведем переговоры с «Кристаллом» по поводу урегулирования вопроса о цене и дальнейшего выстраивания наших взаимоотношений, — рассказал РБК daily коммерческий директор «Винэксима» Олег Рябов. — Пока переговоры не будут закончены, мы, вполне возможно, воздержимся от размещения заказов на «Кристалле».
По словам Александра Голубева, пока у «Винэксима» есть достаточный запас продукции на складах, чтобы поставлять «Путинку» крупнейшим клиентам, — его должно хватить на полтора месяца. При этом г-н Голубев отметил, что с начала года после повышения водочных цен в связи с ростом акцизов продажи в среднеценовом водочном сегменте, где находится «Путинка», упали на 15—20% практически по всем брендам.
В ПОРТФЕЛЬ К АНИСИМОВУ
Остановка розлива «Путинки» для «Винэксима» вызвала волну слухов на рынке. Его участники говорят о том, что в ближайшее время популярный водочный бренд может перейти в портфель компании ВЕДК Василия Анисимова — партнера госкомпании «Росспиртпром».
Несколько региональных дистрибьюторов, работающих с марками ВЕДК, подтвердили РБК daily, что, по их сведениям, они смогут торговать «Путинкой» уже с мая этого года. Собеседники ссылались на «надежные неофициальные источники» в «Росспиртпроме».
В компании «Винэксим» подтвердили, что слухи о переходе «Путинки» в портфель ВЕДК имеют место. «Слухи о том, что «Путинку» заберет в свой портфель ВЕДК, ходят не первый день, и они довольно упорные, — рассказал Олег Рябов. — На наш стенд на «Продэкспо» в этом году заходили люди из очень многих компаний, и первый вопрос у всех был: «Почему «Путинка» расставлена на вашем стенде, ведь вы уже договорились с ВЕДК?» При этом г-н Рябов отметил, что отдел продаж работает с «Путинкой» в обычном режиме и никаких сигналов от акционеров компании на этот счет не поступало.
Накануне РБК daily удалось получить еще одно подтверждение тому, что владельцам бренда «Путинка» и менеджерам «Росспиртпром»-ВЕДК уже удалось достичь договоренности по совместной работе. Как сообщил РБК daily источник на заводе «Кристалл», работникам предприятия поступил приказ от руководства начать отгрузки «Путинки» для ВЕДК. Источник утверждает, что первые 52 тыс. дал водки под этой маркой ВЕДК получит уже сегодня, 18 апреля.
Заместитель генерального директора «Росспиртпрома» Вадим Касьянов, фактически руководящий деятельностью структур ВЕДК, заявил РБК daily, что такой продукт, как «Путинка», мог бы быть интересным для его компании, но при этом не подтвердил факт наличия каких-либо переговоров с руководством «Винэксима». «Я, честно говоря, даже не знаю, как выглядят акционеры «Винэксима», — заявил г-н Касьянов. — Никогда в жизни их не встречал».
Источник, знакомый с ситуацией вокруг «Путинки», уверен, что переговоры по передаче бренда в портфель ВЕДК все же идут. «Переговоры идут не с акционерами «Винэксима» — для них потеря «Путинки», составляющей основной бизнес компании, явно невыгодна. Переговоры ведутся с настоящим владельцем самого бренда», — уверен собеседник РБК daily.
КТО ХОЗЯИН «ПУТИНКИ»
По данным Роспатента, владельцем торговой марки «Путинка» является компания «Промимпэкс». Согласно информации из базы данных СКРИН, «Промимпэкс» на 30% принадлежит швейцарской компании Ediplas Holding AG, за которой, по данным РБК daily, стоят акционеры «Винэксима», а на 70% — ООО «Премиум», зарегистрированное в Москве по адресу: Тверская, 20/1. РБК daily не удалось дозвониться до компании «Премиум»: по телефонам, значащимся в справочниках, отвечали, что никогда о такой компании не слышали.
По данным осведомленного источника РБК daily на алкогольном рынке, за загадочной компанией «Премиум» могут стоять структуры близких к премьер-министру Владимиру Путину братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов. Размер роялти, которые владелец торговой марки получает с продаж «Путинки», собеседник оценил в 10 руб. за бутылку 0,5 л. Учитывая, что в 2010 году объем производства «Путинки» составил порядка 3 млн дал, возможное вознаграждение правообладателя могло составить до 600 млн руб. Впрочем, документального подтверждения принадлежности бренда «Путинка» структурам Ротенбергов РБК daily получить не удалось.