Самый удачный путь увеличить вливания в бюджет, по расчетам чиновников, — четырехкратный рост акцизов на спирт к 2015 году. Это путь, способный в 2012−2014 гг. принести госказне дополнительно около 316 млрд руб., не считая увеличения НДС, который берется с суммы акциза. О том, будет ли принято предложение Минфина и если да, то удастся ли собрать деньги, говорит постоянный эксперт нашего сайта и директор а аналитического центра ЦИФРРА Вадим Дробиз в интервью изданию «Ведомости».
Мы — единственная страна в мире, где малоимущие не имеют реального доступа к легальному алкоголю. Например, в США для малоимущих есть водочнообразные 40−градусные жидкости по цене $2 за литр, а водка начинается от $5, это практически бесплатно относительно их пособий по безработице. А в Бразилии, к примеру, 50% автомобилей ездят на спирту, но ни одному самому последнему бразильскому бомжу не приходит в голову слить этот спирт, очистить и пить. Мы — единственные и неповторимые. У нас псевдодешевизну алкоголя пытаются выдать за основную причину алкоголизации. Это полная чушь. Для этого нужны не цены, а социально-экономические предпосылки. Это просто популизм.
Минфин — абсолютно прозападная организация. Они предлагают программу повышения акциза, только чтобы заслужить преференции у международных западных финансовых институтов, поскольку есть общая рекомендация Всемирного банка повышать в первую очередь ставки акциза. Если в лоб сравнивать ставки акциза, у нас она может быть ниже, чем в Европе, но сравнивать надо с учетом минимальных и средних цен и зарплат.
Если в 2015 г. ставка акциза будет 900 руб., то розничные продажи учтенной водки и ликеро-водочных изделий упадут примерно в 10 раз относительно уровня 2007−2008 гг. и составят порядка 170 млн л. Закроется около 90% заводов и вся инфраструктура вокруг них, что вызовет дополнительную безработицу и все, что с этим может быть связано.
В России водки дороже 240 руб. меньше 2−3%, но вовсе не потому, что человек, пьющий суррогат за 30 руб., имеет классовую ненависть к винам бордо, виски за 800 руб. и премиальной водке, — у него просто нет денег. К 2015 г. мы не ожидаем структурного роста уровня доходов населения. Если вся водка России перейдет в премиальный сегмент, то 90% населения не сможет ее покупать. Но в связи с этим вряд ли изменится структура потребления алкоголя. Ситуация будет хуже, чем в 1985 г.: люди однозначно перейдут на суррогат, начнется бурное самогоноварение.