Российское государство в лице ФКП «Союзплодоимпорт» выиграло очередной раунд бесконечного судебного разбирательства о судьбе коньячного бренда «Московский» у французской компании Sci de Broix, принадлежащей владельцам завода «КиН», где эта марка производилась до 2009 года.
Вчера арбитражный суд Москвы подтвердил законность решения Роспатента, отказавшего Sci de Broix в отмене правовой охраны товарного знака в виде словесного обозначения «Московский». Месяцем ранее тот же суд поддержал французов, добившихся отмены правовой охраны комбинированного знака «Московский», то есть зарегистрированного в Роспатенте изображения этикетки популярного коньяка.
Судебные баталии за правообладание товарной маркой «Московский» начались в 2009 году, после того как правообладатель — государство в лице ФКП «Союзплодоимпорт» — расторг лицензионный договор с московским заводом «КиН», где данный бренд выпускался с 1998 года, став самым продаваемым коньяком в России. Поводом для разрыва отношений стало резкое снижение объемов производства «Московского» на «КиНе», где к тому времени сосредоточили усилия на продвижении собственной торговой марки «КиНовский».
Коньяк «Московский» был разработан специалистами завода «КиН» в середине 1990-х годов к 850-летию российской столицы. Выпуск напитка под этой маркой начался в 1998 году. Однако в 2004 году ФКП «Союзплодоимпорт» удалось предъявить государственные права на использование этой торговой марки. Основанием для этого послужило наличие в реестре государственных торговых марок, управлением и защитой которых занимается ФКП водочного бренда «Московская». Государству удалось доказать, что коньячный и водочный бренды сходны до степени смешения, что и предопределило дальнейшую судьбу коньячной торговой марки.
Потерявший права на торговую марку в России «КиН» продолжал выпускать «Московский» по лицензии, выплачивая государству роялти за использование товарного знака. Одновременно с этим владельцы «КиНа» Армен Еганян и Николай Евсеев осуществили международную регистрацию нескольких товарных знаков «Московский» на принадлежащую им компанию Sci de Broix, зарегистрированную во Франции. Во французском патентном бюро графическое изображение этикетки «Московского» было зарегистрировано 12 января 2005 года, в американской регистрационной палате — 11 июля того же года.
В 2009 году, сразу после разрыва лицензионного соглашения с «КиНом», Sci de Broix обратилась с заявлением в Палату по патентным спорам с требованием прекратить правовую охрану товарных знаков «Московский» в связи с их неиспользованием. Добиться своего владельцам «КиНа» удалось лишь в отношении комбинированных знаков — то есть изображений на этикетках. Сначала подобное решение вынес Роспатент, посчитавший, что зарегистрированные изображения и фактические этикетки «Московского» действительно отличались и, как следствие, охраняемый товарный знак действительно не использовался. В марте 2011 года подобное решение Роспатента было поддержано в арбитраже, занявшем позицию Sci de Broix.
Однако вчера тот же арбитражный суд Москвы принял решение в пользу ФКП в вопросе о правах на ключевой товарный знак в виде словесного обозначения «Московский». «Суд, изучив материалы дела, не усмотрел оснований для пересмотра решения Палаты по патентным спорам, ранее отказавшей Sci de Broix в прекращении правовой охраны товарного знака «Московский», представляющего собой словесное обозначение, и встал на сторону Роспатента», — пояснили РБК daily в ФКП «Союзплодоимпорт».
В настоящий момент коньяк под маркой «Московский» по лицензии производит компания «Росспиртпром» в Калининграде. Коньяк «КиНовский» по итогам 2010 года стал самым продаваемым в России.