Сигареты и алкоголь
в ближайшие годы подорожают не так сильно, как ожидалось еще пару
месяцев назад: в преддверии выборов правительство одумалось и
пересмотрело планируемые темпы роста акцизов. Впрочем, абсурдность
акцизной политики все более очевидна. Вероятнее всего, не позже чем
через год график роста акцизов будет вновь пересмотрен, причем
неизбежность подорожания водки, табака и бензина будет объясняться не
фискальными, а регулирующими факторами
Выборы-выборы
Как и предполагали "Деньги" ровно два месяца назад, правительство не решилось на радикальное увеличение акцизов на алкоголь и табак, а значит, и цен на них. Напомним, в марте утверждалось, что это повышение налогов на вредные для здоровья товары позволит компенсировать хотя бы частичное возвращение социальных страховых взносов с 34% к прежнему уровню в 26%.
На прошлой неделе на сайте Минфина был опубликован законопроект, содержащий новый график роста акцизов: акциз на крепкий алкоголь вырастет к 2014 году до 500 руб. за литр c нынешних 231 руб., но отнюдь не до 900 руб., как предполагалось в марте. Иными словами, если сейчас при себестоимости 30 руб. и рентабельности 10% цена самой дешевой легальной поллитровки — около 100 руб., то через три года она будет уже 170, но не 270, как в мартовском варианте. Впрочем, производители алкоголя приводят другие расчеты: массовая водка к 2014 году подорожает до 270 руб. даже в нынешнем варианте, а в более жестком мартовском дошла бы и до пугающих 400 руб. за пол-литра.
Схожие изменения претерпели и ставки акциза на сигареты. Они тоже оказались несколько выше заложенных действующей редакцией Налогового кодекса, но ниже, чем предлагалось сделать в марте (см. таблицу ниже), и значительно ниже, чем в апреле предлагал глава Минфина Алексей Кудрин. Он заявлял, что надо повысить акцизы на табак до 1,5-2 тыс. руб. за 1 тыс. сигарет к 2014 году и аж до 3 тыс. руб. к 2015-му. В результате же минимальная ставка акциза на табак в 2014 году составит 1040 руб. за 1 тыс. сигарет. В переводе на русский язык это значит, что пачка сигарет за 50 руб., которую табачники почему-то относят к классу "премиум", через три года будет стоить чуть больше 70 руб., куда меньше нынешних европейских €5-10.
Отдельно стоит обратить внимание на новацию Минфина: ставки акцизов, которые устанавливались всегда на годовой период, в 2012 году демонстративно разделены ведомством на полугодия, то есть на до и после мартовских выборов. А в самом ведомстве предпочитают говорить о проекте как о "правительственном решении". Напомним, на заседании президиума правительства 31 марта премьер Владимир Путин потребовал не предлагать "простых и линейных" решений в налоговой сфере. Проще говоря, не время поднимать цены на столь массовые товары: трезвенников в стране — раз, два и обчелся, а курит чуть ли не половина избирателей.
Не мытарем единым
Как известно, налогообложение, особенно акцизное, имеет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Во всем мире власти используют акцизы для стимулирования отказа от вредных привычек. Помимо очевидного улучшения качества и продолжительности жизни борьба с алкоголизмом и табакокурением считается важным средством удержания в разумных рамках расходов на здравоохранение. Кроме, разумеется, мест, где считается, что пусть уж лучше умирают пораньше, хоть пенсию платить не придется. Но этот подход, кажется, не афишируется ни в одной стране мира.
Наша страна присоединилась к Международной конвенции ВОЗ по борьбе против табака в апреле 2008 года — много позже большинства развитых стран, а в сентябре 2010-го правительство Владимира Путина одобрило соответствующий российский документ. Из него следует необходимость двукратного ежегодного повышения ставки акцизов на табак. Даже самые жесткие апрельские высказывания главы российского Минфина этим обязательствам правительства не соответствовали, такой жесткости в отношении курильщиков не предусматривали, а нынешние планы правительства и вовсе не идут ни в какое сравнение.
Ущерб, который наносит российской экономике чрезмерная доступность табака и алкоголя, огромен. Например, по данным Всемирного банка (ВБ), в России курит 44 млн человек, а от заболеваний, связанных с курением, ежегодно умирает 330-400 тыс. человек. Только из-за этого страна теряет до 3% ВВП в год, то есть более 1 трлн руб.
Пьянство стоит стране не меньше. По данным ООН, в России один из самых высоких уровней смертности среди стран с развивающейся экономикой — на уровне экваториальной Африки. И он напрямую связан с пьянством. Как минимум 30% мужчин умирают из-за водки. Ежегодно страна теряет по причине алкоголизма до полумиллиона трудоспособных людей, считают в ООН.
Впрочем, дело не только в прямых потерях. Свыше 30-40% дорожно-транспортных происшествий в России совершается в состоянии алкогольного опьянения. А по данным МВД, каждое шестое преступление (18%) совершается у нас в состоянии алкогольного опьянения. Стоит, кстати, помнить о том, что речь идет о регистрируемой преступности, а значительная часть мелкого и бытового криминала в эту статистику не попадает. Реальные шансы попасть под раздачу при встрече с пьяными гопниками — много выше. Качеству жизни и инвестиционной привлекательности стране это не прибавляет.
Ситуация абсурдная. С одной стороны, государство наращивает расходы на медицину в попытке сократить высокую смертность: за последние пять лет на реализацию нацпроекта "Здоровье" дополнительно было направлено около 780 млрд руб., еще столько же федеральный бюджет выделит в ближайшие два года. А с другой — то же самое государство отказывается бороться с причиной преждевременной смерти миллиона своих сограждан, гибнущих от слишком доступных алкоголя и табака.
"Папа, если водка подорожает, ты будешь меньше пить?" — "Нет, сынок, ты будешь меньше есть". Из данных социологов следует, что это всего лишь анекдот. В конце апреля ВЦИОМ опубликовал результаты опроса об отношении россиян к повышению ставки акцизов на водку и табак. Оказалось, что в случае подорожания алкоголя 20% респондентов готовы снизить его потребление. Среди курильщиков 21% готовы бросить курить в случае подорожания сигарет, и 23% опрошенных, по их словам, будут просто меньше курить.
За что нам бензин так дешев?
Не менее абсурдна и та часть акцизного законопроекта, которая касается цен на топливо. Акциз на бензин будет расти лишь чуть быстрее инфляции: в 2012-м в цене литра бензина он будет составлять примерно 5,5 руб., в 2014-м — 7,5 руб. Это почти на порядок меньше, чем в Европе. В результате цены на бензин в России одни из самых низких в мире (для сравнения: этим летом путешественники в одну из самых популярных среди российских туристов стран неприятно удивятся: в Турции за литр 95-го им придется заплатить около 100 руб.).
Точнее, абсурдна не только акцизная политика, но и само стремление правительства Владимира Путина всеми силами сохранять низкие цены на топливо. Это стимулирует и ускоренную автомобилизацию населения, и эксплуатацию устаревших машин, и вообще энергетическую неэффективность экономики. Не говоря уже о пробках в крупных городах, неспособность победить которые делает власти Москвы и России посмешищем в глазах не только собственного населения, но и мирового общественного мнения.
Чуть менее абсурдной политика низких цен на бензин была бы, вкладывай Россия адекватные деньги в дорожное строительство. И чтобы эти средства по дороге не разворовывались. Пока же — и это известно любому автовладельцу — изрядной части наших дорог больше подходит определение "направления".
Недавно к тем же выводам пришли и во Всемирном банке. В докладе этой организации говорится, что российская транспортная инфраструктура не просто находится в плохом состоянии — она продолжает разрушаться из-за недостаточного объема капиталовложений в содержание и ремонт. По оценкам ВБ, доля госрасходов на дорожное хозяйство в России сократилась с 2,8% от ВВП в 2000 году до 1,5% в 2009-м. И рецепты — проверенные во всем мире — эксперты банка приводят те же: "Налоги на горюче-смазочные материалы, которые во всем мире являются главным инструментом ценовой политики в транспортном секторе, в России сохраняются на относительно низком уровне. Это открывает большие возможности для их повышения, что приведет в том числе к увеличению доходов и окажет прогрессивное влияние на распределение доходов населения".
Последнее, кстати, означает, что сохранение низких цен на бензин — фактор в пользу сохранения высокого уровня неравенства доходов. По сути, это скрытая субсидия наиболее обеспеченным. Вот только вряд ли этот аргумент будет услышан большинством российских избирателей. А возможно, и в правительстве он понятен не всем, иначе и предвыборная риторика была бы иной.
Впрочем, развязки акцизной драмы осталось ждать не так долго. Замедление роста российской экономики скоро заставит власти вернуться к вопросу о понижении налоговой нагрузки на бизнес. Все равно придется искать пути компенсации снижения доходов бюджета и вновь пересматривать акцизную политику. А значит, и водка, и табак будут дорожать быстрее, чем сейчас обещает правительство. Про бензин этого сказать, кажется, нельзя: элиты редко легко расстаются с привилегиями.
Ъ
Как и предполагали "Деньги" ровно два месяца назад, правительство не решилось на радикальное увеличение акцизов на алкоголь и табак, а значит, и цен на них. Напомним, в марте утверждалось, что это повышение налогов на вредные для здоровья товары позволит компенсировать хотя бы частичное возвращение социальных страховых взносов с 34% к прежнему уровню в 26%.
На прошлой неделе на сайте Минфина был опубликован законопроект, содержащий новый график роста акцизов: акциз на крепкий алкоголь вырастет к 2014 году до 500 руб. за литр c нынешних 231 руб., но отнюдь не до 900 руб., как предполагалось в марте. Иными словами, если сейчас при себестоимости 30 руб. и рентабельности 10% цена самой дешевой легальной поллитровки — около 100 руб., то через три года она будет уже 170, но не 270, как в мартовском варианте. Впрочем, производители алкоголя приводят другие расчеты: массовая водка к 2014 году подорожает до 270 руб. даже в нынешнем варианте, а в более жестком мартовском дошла бы и до пугающих 400 руб. за пол-литра.
Схожие изменения претерпели и ставки акциза на сигареты. Они тоже оказались несколько выше заложенных действующей редакцией Налогового кодекса, но ниже, чем предлагалось сделать в марте (см. таблицу ниже), и значительно ниже, чем в апреле предлагал глава Минфина Алексей Кудрин. Он заявлял, что надо повысить акцизы на табак до 1,5-2 тыс. руб. за 1 тыс. сигарет к 2014 году и аж до 3 тыс. руб. к 2015-му. В результате же минимальная ставка акциза на табак в 2014 году составит 1040 руб. за 1 тыс. сигарет. В переводе на русский язык это значит, что пачка сигарет за 50 руб., которую табачники почему-то относят к классу "премиум", через три года будет стоить чуть больше 70 руб., куда меньше нынешних европейских €5-10.
Отдельно стоит обратить внимание на новацию Минфина: ставки акцизов, которые устанавливались всегда на годовой период, в 2012 году демонстративно разделены ведомством на полугодия, то есть на до и после мартовских выборов. А в самом ведомстве предпочитают говорить о проекте как о "правительственном решении". Напомним, на заседании президиума правительства 31 марта премьер Владимир Путин потребовал не предлагать "простых и линейных" решений в налоговой сфере. Проще говоря, не время поднимать цены на столь массовые товары: трезвенников в стране — раз, два и обчелся, а курит чуть ли не половина избирателей.
Не мытарем единым
Как известно, налогообложение, особенно акцизное, имеет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Во всем мире власти используют акцизы для стимулирования отказа от вредных привычек. Помимо очевидного улучшения качества и продолжительности жизни борьба с алкоголизмом и табакокурением считается важным средством удержания в разумных рамках расходов на здравоохранение. Кроме, разумеется, мест, где считается, что пусть уж лучше умирают пораньше, хоть пенсию платить не придется. Но этот подход, кажется, не афишируется ни в одной стране мира.
Наша страна присоединилась к Международной конвенции ВОЗ по борьбе против табака в апреле 2008 года — много позже большинства развитых стран, а в сентябре 2010-го правительство Владимира Путина одобрило соответствующий российский документ. Из него следует необходимость двукратного ежегодного повышения ставки акцизов на табак. Даже самые жесткие апрельские высказывания главы российского Минфина этим обязательствам правительства не соответствовали, такой жесткости в отношении курильщиков не предусматривали, а нынешние планы правительства и вовсе не идут ни в какое сравнение.
Ущерб, который наносит российской экономике чрезмерная доступность табака и алкоголя, огромен. Например, по данным Всемирного банка (ВБ), в России курит 44 млн человек, а от заболеваний, связанных с курением, ежегодно умирает 330-400 тыс. человек. Только из-за этого страна теряет до 3% ВВП в год, то есть более 1 трлн руб.
Пьянство стоит стране не меньше. По данным ООН, в России один из самых высоких уровней смертности среди стран с развивающейся экономикой — на уровне экваториальной Африки. И он напрямую связан с пьянством. Как минимум 30% мужчин умирают из-за водки. Ежегодно страна теряет по причине алкоголизма до полумиллиона трудоспособных людей, считают в ООН.
Впрочем, дело не только в прямых потерях. Свыше 30-40% дорожно-транспортных происшествий в России совершается в состоянии алкогольного опьянения. А по данным МВД, каждое шестое преступление (18%) совершается у нас в состоянии алкогольного опьянения. Стоит, кстати, помнить о том, что речь идет о регистрируемой преступности, а значительная часть мелкого и бытового криминала в эту статистику не попадает. Реальные шансы попасть под раздачу при встрече с пьяными гопниками — много выше. Качеству жизни и инвестиционной привлекательности стране это не прибавляет.
Ситуация абсурдная. С одной стороны, государство наращивает расходы на медицину в попытке сократить высокую смертность: за последние пять лет на реализацию нацпроекта "Здоровье" дополнительно было направлено около 780 млрд руб., еще столько же федеральный бюджет выделит в ближайшие два года. А с другой — то же самое государство отказывается бороться с причиной преждевременной смерти миллиона своих сограждан, гибнущих от слишком доступных алкоголя и табака.
"Папа, если водка подорожает, ты будешь меньше пить?" — "Нет, сынок, ты будешь меньше есть". Из данных социологов следует, что это всего лишь анекдот. В конце апреля ВЦИОМ опубликовал результаты опроса об отношении россиян к повышению ставки акцизов на водку и табак. Оказалось, что в случае подорожания алкоголя 20% респондентов готовы снизить его потребление. Среди курильщиков 21% готовы бросить курить в случае подорожания сигарет, и 23% опрошенных, по их словам, будут просто меньше курить.
За что нам бензин так дешев?
Не менее абсурдна и та часть акцизного законопроекта, которая касается цен на топливо. Акциз на бензин будет расти лишь чуть быстрее инфляции: в 2012-м в цене литра бензина он будет составлять примерно 5,5 руб., в 2014-м — 7,5 руб. Это почти на порядок меньше, чем в Европе. В результате цены на бензин в России одни из самых низких в мире (для сравнения: этим летом путешественники в одну из самых популярных среди российских туристов стран неприятно удивятся: в Турции за литр 95-го им придется заплатить около 100 руб.).
Точнее, абсурдна не только акцизная политика, но и само стремление правительства Владимира Путина всеми силами сохранять низкие цены на топливо. Это стимулирует и ускоренную автомобилизацию населения, и эксплуатацию устаревших машин, и вообще энергетическую неэффективность экономики. Не говоря уже о пробках в крупных городах, неспособность победить которые делает власти Москвы и России посмешищем в глазах не только собственного населения, но и мирового общественного мнения.
Чуть менее абсурдной политика низких цен на бензин была бы, вкладывай Россия адекватные деньги в дорожное строительство. И чтобы эти средства по дороге не разворовывались. Пока же — и это известно любому автовладельцу — изрядной части наших дорог больше подходит определение "направления".
Недавно к тем же выводам пришли и во Всемирном банке. В докладе этой организации говорится, что российская транспортная инфраструктура не просто находится в плохом состоянии — она продолжает разрушаться из-за недостаточного объема капиталовложений в содержание и ремонт. По оценкам ВБ, доля госрасходов на дорожное хозяйство в России сократилась с 2,8% от ВВП в 2000 году до 1,5% в 2009-м. И рецепты — проверенные во всем мире — эксперты банка приводят те же: "Налоги на горюче-смазочные материалы, которые во всем мире являются главным инструментом ценовой политики в транспортном секторе, в России сохраняются на относительно низком уровне. Это открывает большие возможности для их повышения, что приведет в том числе к увеличению доходов и окажет прогрессивное влияние на распределение доходов населения".
Последнее, кстати, означает, что сохранение низких цен на бензин — фактор в пользу сохранения высокого уровня неравенства доходов. По сути, это скрытая субсидия наиболее обеспеченным. Вот только вряд ли этот аргумент будет услышан большинством российских избирателей. А возможно, и в правительстве он понятен не всем, иначе и предвыборная риторика была бы иной.
Впрочем, развязки акцизной драмы осталось ждать не так долго. Замедление роста российской экономики скоро заставит власти вернуться к вопросу о понижении налоговой нагрузки на бизнес. Все равно придется искать пути компенсации снижения доходов бюджета и вновь пересматривать акцизную политику. А значит, и водка, и табак будут дорожать быстрее, чем сейчас обещает правительство. Про бензин этого сказать, кажется, нельзя: элиты редко легко расстаются с привилегиями.
Ъ