Как стало известно РБК daily, «Азбука вкуса» хочет довести в течение нескольких лет долю продукции под собственными торговыми марками до 30% от всего ассортимента. Сейчас таких показателей в России нет ни у одной сети. При этом ритейлер не исключает, что обзаведется и собственным производством, например будет самостоятельно выращивать бройлеров.
«Азбука вкуса» начала производство private label в прошлом году с полуфабрикатов «Почти готово». Однако пока доля продукции под собственной торговой маркой (СТМ) совсем невелика. В перспективе компания намерена дать свои имена овощам, фруктам, мясу, бакалейной и молочной продукции и увеличить долю СТМ до 30%, рассказала РБК daily директор по маркетингу «Азбуки вкуса» Галина Ящук. В среднестатистическом магазине сети ассортимент составляет около 15 тыс. наименований.
У большинства торговых сетей в России доля частных марок гораздо ниже. Например, у лидера отрасли по выручке Х5 Retail Group, согласно данным компании, в «Пятерочке» этот показатель составляет 12%, в «Перекрестке» — 6,5%, в «Карусели» — 5%. В планах — повысить цифры до 50, 25 и 10% соответственно. И это самые яркие планы среди ритейлеров.
За рубежом частные марки очень популярны. В Германии и Испании их доля в ассортименте ритейлеров составляет 30—40%, в Великобритании — 43%, самый высокий показатель в Швейцарии — 46%. Россия делает первые шаги — средний показатель по отрасли не превышает 2—3%.
Фокус «Азбуки вкуса» на СТМ г-жа Ящук объясняет тем, что собственная марка дает возможность отличаться от конкурентов и предлагать клиентам ассортимент, выстроенный под их индивидуальные запросы. Кроме того, компания хочет подзаработать: отсутствие инвестиций в маркетинг продукта со стороны производителя позволяет существенно снизить его себестоимость. Согласно данным зарубежных ритейлеров, рост оборота по СТМ в последние годы был гораздо выше, чем у брендированной продукции, добавляет г‑жа Ящук.
Продукты под частными марками в сети будут представлены в среднем и высоком ценовых сегментах. «В высоком сегменте, например, будет мясо курицы, — говорит представитель «Азбуки вкуса». — Мы хотим сами выращивать птицу, чтобы она естественно паслась, бегала, ела то, что должна есть». Сеть не исключает покупки фермы для самостоятельного производства товаров. На российском рынке ритейла известен лишь один такой случай: совладелец «Магнита» Сергей Галицкий имеет тепличный комплекс для выращивания помидоров и огурцов.
В перспективе в «Азбуке вкуса» могут появиться и товары категории non-food. Правда, доля всех непродуктовых товаров в обороте сети составляет лишь 9,5%, поэтому СТМ здесь существенного веса иметь не будет.
Не все коллеги по премиальному сегменту поддерживают «Азбуку вкуса». Гендиректор «Глобус Гурмэ» Андрей Яковлев считает, что СТМ в таком формате не требуется. «Есть столько уникальных брендов, что и не надо придумывать что-то свое», — уверен он.
Дополнительные материалы
Тема: ««Дикси» вышла в плюс»
Торговая сеть «Дикси» впервые за три года получила прибыль. Согласно неаудированной отчетности по МСФО, в 2010 году чистая прибыль составила 8,5 млн долл., тогда как в 2008 и 2009 годах этот показатель был минусовым: чистый убыток составил 13 млн и 3,5 млн долл. соответственно. Аналитик «Уралсиба» Тигран Оганесян уверен, что дела у ритейлера поправились за счет улучшения логистической системы. «Долгое время компания не могла справиться с товарными потерями, овощи-фрукты портились на прилавках, а новые партии ехали к магазинам слишком медленно», — отмечает он. Выручка торговой сети в прошлом году выросла на 24,7%, до 2,1 млрд долл. Показатель EBITDA увеличился на 32,2% и составил 121 млн долл. За прошлый год «Дикси» открыла 124 магазина, в планах на текущий год — 150 торговых точек. При этом компания находится в стадии поглощения продуктового ритейлера «Виктория», управляющего 250 магазинами. РБК daily