На этой неделе
Госдума рассмотрит в первом чтении закон о госрегулировании производства
и оборота спирта и алкогольной продукции. Руководитель Центра
исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз оценил его достоинства и недостатки. По
его мнению, документ однозначно фундаментальный, в нем собраны все
законодательные инициативы за последние три года. Предлагается,
например, вводить обязательное уведомление и лицензирование
транспортировки спирта, что позволит отследить его передвижение по
стране. Хорошая и нужная мера, но как всегда, все упрется в систему
контроля за перевозками. На Украине спирт возят чуть ли не с охраной, а
все равно 35% рынка водки и ЛВИ нелегальны.
Ужесточаются
требования и к хранению спирта, а также к процессу переработки и
утилизации основного отхода спиртового производства - барды. Нормального
оборудования по утилизации у большинства спиртзаводов нет, как нет и
денег на его установку. Эти меры направлены на закрытие большей части
небольших заводов, укрупнение сегмента производства и т.д.
"Но
мне не очень понятно, - говорит Вадим Дробиз, - как все это может
снизить производство нелегального спирта на нелегальных и подпольных
заводах. Есть огромная рыночная потребность в нелегальном сырье для
производства подпольно-нелегально суррогатной продукции для 25 млн
потребителей, которые в обозримом будущем не будут покупать дорогую для
них легальную продукцию". Из особых моментов эксперт отмечает введение
пороговых значений использования производственных мощностей. В СССР
загрузка производственных мощностей в 1984 году находилась на уровне
89%.
Сейчас этот показатель не превышает 27%.
Официально
фиксируется только малая часть от производства алкоголя. Решением
проблемы станет приостановка лицензий у предприятий с загрузкой
мощностей ниже определенного уровня. Но беда в том, что производство
уходит в подполье, где все эти меры не работают.
Произойдут
изменения и в налогообложении, так, предлагается введение единой
(одинаковой) ставки акциза на этиловый спирт, на алкогольную и
спиртосодержащую продукцию. У нас, помимо водки и ЛВИ, коньяка, спирта,
сюда же еще могут попасть и вино, шампанское, пиво и т.д. Законопроект
вводит обязательную маркировку слабоалкогольной продукции с содержанием
спирта свыше 7%. Возможно, это репетиция по будущему приведению к общему
знаменателю и пива. Единые правила лицензирования и декларирования
розничной торговли - это действительно необходимо. Пусть везде все будет
одинаково, может, со временем на этой базе какая-то автоматизированная
система будет создана. Хотя сегодня легальная розница все больше
утрачивает свое значение для нелегальной продукции. Поэтому нелегальная
будет и далее развиваться альтернативно.
Российская газета