Водка дешевеет, закуска дорожает
За последние 20 лет большинство видов продуктов стали более доступными для населения, говорится в
отчете аудиторско-консалтинговой компании ФБК. Лидером рейтинга стали
крепкие спиртные напитки, которые, в среднем, стали в 3-5 раз доступнее дня населения за последние
20 лет. Однако такие продукты как сыр, мясо и пиво подорожали
относительно 1990 года, отмечают аналитики. Методика отчета
предполагала оценку того, сколько единиц товара (кг, л) можно было
купить на одну среднемесячную заработную плату в 2009 году по сравнению с
1990 годом. Среднемесячная заработная плата работников в 1990 году составляла 303 рубля, в
2009 году – 18,8 тыс рублей. Лидером среди товаров стала водка
- она стала доступнее в 5,3 раза. «Если в 1990 году на одну
среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литров водки, то в 2009
году – уже 87,8 литров», - отметил директор департамента
стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Второе место в рейтинге
доступных товаров занял коньяк, доступность которого выросла в 2,7 раза.
Любопытно, что несмотря на рост доступности спиртных напитков,
значительного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие
годы не наблюдалось. Этот показатель в России остается все эти годы
стабильно высоким – около 10 литров абсолютного алкоголя на душу
населения в год.
В числе товаров, ставших более доступными, в вершине рейтинга
находятся также шампанское, лук репчатый, яйца, мясо птицы, яблоки и
некоторые другие товары.
Относительно более дорогими за последние 20 лет товарами стали:
пиво (падение доступности составило 8%), сыр (-18,5%), говядина (–
23,2%), свинина (– 26,4%). На последних местах в рейтинге доступности
российских товаров – рыба. Если в 1990 году на одну среднемесячную
зарплату можно было купить 606 кг мороженой рыбы, то в 2009 году – 238,8
кг.
|