Росалкогольрегулирование, похоже, все-таки возьмет под свой контроль сегмент лекарственных настоек, произведенных на основе медицинского спирта. Это произойдет в случае принятия соответствующих поправок к закону о госрегулировании алкогольного рынка, подготовленных ко второму чтению. Авторы поправок считают, что производители настоек наподобие боярышника должны получать лицензии Росалкоголя, как и все алкогольные компании. Сейчас они работают на основе лицензии на фармпроизводство. Участники рынка обещают, что в результате их продукция подорожает в три раза.
Взять под свой контроль производителей лекарств на основе спирта Росалкоголь пытался еще в прошлом году. Соответствующий законопроект в октябре даже поступил в Госдуму. Однако тогда история не получила продолжения. В конце апреля у алкогольного ведомства будет шанс добиться своего: Госдума рассмотрит во втором чтении поправки к закону о госрегулировании алкогольного рынка (ФЗ 171), в том числе касающиеся и спирта, используемого по так называемым фармакопейным статьям.
Согласно поправкам, производство спиртовых лекарственных настоек должно контролироваться государством так же, как и других алкогольных напитков, рассказал РБК daily депутат Госдумы Виктор Звагельский. По его словам, деятельность фармацевтических компаний, которые производят и закупают спирт, должна быть лицензированной. Производители будут получать у Росалкоголя лицензии, а также декларировать как сам спирт, так и произведенный из него продукт.
«Нужно понимать, сколько фармакопейного спирта производится, сколько из него делается лекарств и есть ли тут дисбаланс», — объяснил депутат. Впрочем, он добавил, что для фармпредприятий ЕГАИС вводиться не будет. «Наклеивать акцизную марку на настойки боярышника не придется, — успокоил г-н Звагельский. — Здесь мы поступаем так же, как и с производством пива: в поправках к закону предлагается ввести лицензирование производства и декларирование его объемов. На пиво также не станут вводить ЕГАИС и акцизные марки».
По экспертным оценкам, на производство лекарственных препаратов тратится всего 10—15% фармакопейного спирта, а остальное употребляется как суррогат алкоголя, говорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. «Есть категория производителей спиртсодержащих препаратов, которые по сути являются спиртовыми заводами, выпускают спирт из пищевого сырья, но при этом не подпадают под какое-либо регулирование», — утверждает эксперт.
Деятельность производителей фармакопейного спирта регулируется законом об обращении лекарственных средств, парирует президент Союза производителей галеновых лекарственных препаратов Дмитрий Островский. «Все стадии его производства лицензированы, в том числе закупка и производство медицинского спирта, — подчеркивает он. — А двойное лицензирование невозможно». Если будет введено лицензирование со стороны Росалкогольрегулирования, фармацевтические заводы будут получать пищевой спирт, который не подходит к фармакопее, поскольку его крепость 96%, а не 95%, как у медицинского, сетует г-н Островский.
Помимо прочего, цены на спиртосодержащие лекарственные настойки вырастут как минимум в три раза, оценили в Союзе производителей галеновых препаратов. «Роcалкоголь устанавливает ценовые планки, и сейчас нижний предел составляет 680 руб. за декалитр, в то время как стоимость декалитра фармакопейного спирта — 250 руб.», — объясняет эксперт. К тому же сразу перейти на новые требования фармпредприятия не смогут, и часть из них вынуждены будут остановиться, в результате чего возникнет дефицит лекарственных настоек, прогнозирует г-н Островский. Производители готовы своими силами следить за прозрачностью рынка и рассчитали минимальные цены на спиртсодержащие лекарства (см. РБК daily от 02.03.11).