С кем дружить
Если нашу власть не остановят обстоятельства непреодолимой силы, и если верить, что цифры программы достижимы, то хочет она следующего:
- обеспеченность современными торговыми площадями достигнет 120−150 кв.м. на тыс. чел. к 2015 году и 200−300 кв.м. на тыс. чел. к 2020 году; (Примеч. – если задуматься – а зачем иметь 120 – 300 кв. м торговых площадей на одного покупателя; и что с того, что на западе их еще больше; причем – ясно, что это касается только крупных городов);
(Примеч.: и здесь, как в алкоголе доли рынка себе определило ЧГП, так федеральный ритейл — уже нарезал жирный и вкусный пирог розницы. Если в 2010 г. оборот составил 16,44 трлн руб., то при приросте хотя бы в 5% в год эти 5 операторов получат в 2015 г. от общего будущего оборота ритейла в 21 млрд руб. от 5,25 трлн руб. до 7,35 трлн руб. Даже если мы увидим некоторое падение розничного оборота алкогольной продукции – за счет начавшегося активного падения продаж в 2010 г. водки и ЛВИ в легальной рознице (учтенное падение на 20 млн дал; в 2011 должно упасть еще хотя бы на 15— 20 млн дал и т.д.), то в 2015 г. эти монстры, укрупнению которых будет способствовать государство, продадут алкоголя от 500 до 700 млрд руб. или от 33% до 45% алкогольного оборота России. В 2020 г. государство запланировало на долю 5 операторов розничный оборот уже от 26,8 трлн розничного оборота в целом: от 9,38 трлн до 13,4 трлн руб. Алкоголь здесь уже может составить от 900 млрд до 1,15 трлн руб. или от 55%— 60% и более от всего алкогольного оборота. Не зря же РАР в самом начале 2010 г. прежде всего навел порядок в федеральном ритейле);
- доля дистанционной торговли достигнет 3%−4% к 2015 году и 4%−6% к 2020 году;
· конкуренция достигнет среднего уровня к 2015 году и высокого – к 2020 году (Примеч.: вот это удивительно просто; а вот сегодня, интересно, какой уровень конкуренции в розничной торговле: низкий, средний, высокий. В деревнях и селах, видимо, низкий, а уж в городах точно достаточно высокий);
А если учесть еще стремление ритейла к ЧТМ (в производстве и импорте)… Пожалуй, водку им свою делать не дадут, а вот вино, коньяк и прочее… В общем, путь один – в офисы этих 5 операторов…
И уж тогда точно не нужны будут 400 алкогольных оптовиков в Москве или 130 оптовиков в Питере, как это было еще всего несколько лет назад…
В ближайшие 5 лет эти розничные компании должны дополнительно опутать своей паутиной либо все приличные города с населением от 100 000 человек, либо забрать под себя все крупные города почти целиком…
Не стоит забывать об идее Миронова о продаже алкоголя в специализированных магазинах. Новый законопроект Звагельского сегодня готовится ко второму чтению. Примут до лета; введут с 1.1.12; годик (2012) поработаем – всплывут новые проблемы, связанные с отсутствием воздействия на подпольно— нелегально— суррогатный рынок… И вновь оживет идея специализированной розницы— как очередная панацея от всех бед (сделают даже исключения для сельской местности, но в городах – запросто введут, чтобы сблизить объемы легальной продукции и продаваемой в рознице). 2013 год будут идею мусолить, а в 2014 году введут…
Региональные сюрпризы
Тюмень
Местная власть сообщила, что «жители Тюменской области переходят на слабоалкогольные напитки. Продажи вина в регионе растут, а крепкий алкоголь постепенно теряет своего покупателя». Еще несколько цитат оттуда: «В Тюменской области удалось полностью справиться с производством паленой водки; однако в продаже еще встречаются партии такой алкогольной продукции с «левыми» акцизными марками. Как правило, некачественную водку завозят в регион оптовики». «Есть первые результаты реализации региональной программы «Основные направления деятельности по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Тюменской области» на 2010–2012 годы. Несмотря на то, что с момента разработки и принятия программы прошло всего полгода, можно выделить положительные тенденции. На 1,5% снизилось потребление спиртных напитков в пересчете на абсолютный алкоголь, на 14,2% уменьшилась доля крепких спиртных напитков в структуре потребления, на 0,7% сократился объем продаж алкоголя в обороте розничной торговли пищевыми продуктами».
Еще полгода и область победит крепкий алкоголь практически полностью. Прекращайте поставки водки туда…
Юга России
Выпуск водки на юге упал
Заголовок сохранил. Тут честное признание сегодняшней ситуации в регионе. «Производство водки в Краснодарском крае серьезно упало в I квартале – в два раза до 83 000 дал; в Ростовской области обороты отрасли могут сократиться по итогам года. Виноваты дешевая водка с Северного Кавказа и предстоящее перелицензирование производителей и дистрибуторов».
В 2010 г. краснодарское производство упало на 28%. В общем, от 2009 г. осталась в 1 квартале 2011 г. лишь треть объема производства. Предположительно такая тенденция сохранится и до конца года…
«В Ростовской области, по данным областного департамента потребрынка, осталось всего два крупных производителя водки (два года назад было семь): «Южная столица» (входит в ГК «Регата», 538 000 дал в 2010 году — около 75% всего объема выпускаемой в области водки) и ЛВЗ «Ламос». Директора ЛВЗ предполагают, что в 2011 г. улучшить производственные показатели не удастся.
В разных регионах говорят о том, что «водка экономсегмента сильно просела после введения минимальной цены (98 рублей в рознице), а львиная доля производителей водки были в этом сегменте». Пардон, конечно, но ведь это нелегальная водка составляла российский эконом – сегмент (89 – 100 руб. в 2010 г.; он же и просел на 20 млн дал в легальной рознице, судя по всему), да и сегодня водка от 98 до (пусть) – 108 руб. – на 90% нелегальна… В январе— феврале 2011 г. производство просело на 20%, а учтенная розница— то пока на прежнем уровне…
Директора ЛВЗ Ростовской области: «Сейчас много нелегальной водки
«Администрация Ставропольского края на заседании краевого правительства в среду поставила задачу снизить к 2020 году долю теневого бизнеса в экономике края до 15% и увеличить налоговые поступления в бюджет до 40%». По словам Губернатора «передовики теневой экономики — заводы, выпускающие алкогольную продукцию». «По итогам прошлого года, сообщил глава региона, четыре ставропольских завода, которые выпускают алкогольную продукцию, не доплатили в бюджет региона 12 млрд рублей. «И почему их хозяева до сих пор не сидят и почему бюджет не пополняется на эти 12 млрд рублей — это вопрос к правоохранительным органам» — возмутился Губернатор». Ясно, что имеются в виду ЛВЗ; откуда такая гигантская сумма – не понятно. Даже если разделить эти деньги на часть ставки акциза, которая должна остаться в регионе, то возникают безумные объемы (чуть ли не 30 млн дал водки)…У нас все государство в целом собирает в бюджет (федеральный и региональный) с легального крепкого алкоголя около 70 млрд руб. Может, Губернатор имел в виду и левые деньги, и левый оборот продукции…
Москва
«Московская гордума поддержала федеральный законопроект, призванный усилить контроль за торговлей алкогольными напитками. Документ узаконивает внезапные проверки местными властями розничные объекты, торгующих алкогольной продукцией. В настоящее время проводить такие проверки оперативно возможности нет, поскольку их проведение должно быть согласовано с прокуратурой, и власти обязаны предупреждать о проверке за три дня. В результате весь смысл проверки теряется».
Да смысл вообще теряется – что неожиданно проверяй, что планово: в прошлом году в легальной рознице с учетом этой продукции в системе розничных продаж с фальшивыми марками было продано не менее 1,5 млрд бутылок водки и ЛВИ; не менее 70 млн бутылок фальсифицированного коньяка; не менее 350 млн условных бутылок фальсифицированного вина виноградного и шампанского с игристым и т.д., и т.д.
Ульяновская область
Можно посочувствовать ульяновцам— без всякого обсуждения с народом, без референдума по вопросу — на родине Ленина введен полусухой закон в выходные дни. «Региональное правительство одобрило внесение поправок в местное законодательство, запрещающих продажу алкогольных напитков крепче 15% в субботу и воскресенье». Область первой развила предложение Президента, который призвал разрешить региональным властям вводить ограничения на торговлю крепким алкоголем по своему усмотрению, отмечают эксперты.
Не будем издеваться над Ульяновскими властями; у Губернаторов тоже продолжается персональное перелицензирование; назначаются они сегодня Президентом. Это создает определенную необходимость регулярного прогиба. Это вполне понятно.
Тем более, что и момент отличный – неизбежное падение розничный продаж водки и ЛВИ в легальной рознице из— за роста цен и усиление подпольно— нелегально— суррогатного сегмента. Поэтому – если падение розничных продаж в области будет пропорционально падению продаж в соседних областях, то с мерой все ясно… Если падение опередит – дадим в заслугу этой мере, а если
Таблица. Сравнение учтенного потребления в январе— феврале 2010— 2011 водки и ЛВИ в Ульяновской области.
Продукция (тыс. дал) | Янв— фев 2010 | Янв— фев 2011 | Прирост 2011 к 2010 |
Водка | 104,4 | 122,6 | +17% |
ЛВИ больше 25% | 20,22 | 4,89 | - |
ЛВИ меньше 25% | 13,58 | 3,89 | - |
ЛВИ в целом | 33,8 | 8,78 | - |
Водка + ЛВИ | 138,2 | 131,38 | - |
Вот такая была ситуация до запрета (есть еще, март, правда). Жители резко сократили потребление ЛВИ. Причем, и женщины, и мужчины. За год – в этой группе потребление упало за два месяца на 74% и на 25 тыс дал. Частично спад компенсирован ростом потребления водки в этот же период (даже подорожавшей за год) на 17% — на 18 тыс. дал.
Итак, работавший в этот период ночной запрет продаж крепкого алкоголя в учтенной рознице не только не снизил продажи (потребление водки), а даже увеличил их. Но спишем этот рост на замещение упавших продаж в сегменте ЛВИ.
Область вошла в узкий круг регионов, где с подорожанием водки и запретом ночной торговли учтенные продажи ее и потребление выросли…
Киров Один из самых молодых губернаторов, назначенный из числа оппозиции – Н.Белых. Руководство Кировской области утвердило очередную «антиалкогольную» целевую программу. До 2013 года на реализацию программы планируется потратить 13,673 млн руб. (основные средства выделит областной бюджет, 2 млн — общественное движение Кировской области «Общество борьбы за народную трезвость»). 2 млн 300 тыс. рублей будет потрачено на создание и трансляцию телевизионных роликов и программ; более 500 тыс. рублей — на изготовление «антиалкогольных» баннеров; почти 650 тыс. рублей уйдет на выпуск специальных информационных бюллетеней «Общества борьбы за народную трезвость». Также будут финансироваться конкурсы соцпроектов среди подростков и молодежи, акции и т.д. Половина всех средств программы (около 8 млн рублей) пойдет на создание на базах муниципальных учреждений здравоохранения межмуниципальных наркологических центров.
Кроме того, там тоже рассматривают возможный запрет на продажу спиртного в определенные дни. Это могут быть праздники, выходные дни либо, к примеру, время школьных выпускных, 1 сентября и т. д.
Как пока выглядит область за последний год (так серьезно боролись с алкоголем; даже шамана Жданова с лекциями о вытекающих поутру с мочой мозгах после вечернего потребления алкоголя приглашали).
Таблица. Сравнение учтенного потребления в январе— феврале 2010— 2011 водки и ЛВИ в Кировской области.
Продукция (тыс. дал) | Янв— фев 2010 | Янв— фев 2011 | Прирост 2011 к 2010 |
Водка | 252,3 | 261,6 | +3,6% |
ЛВИ больше 25% | 10,76 | 8,54 | - |
ЛВИ меньше 25% | 23,66 | 18,32 | - |
ЛВИ в целом | 34,42 | 26,86 | - |
Водка + ЛВИ | 286,7 | 288,46 | +0,6% |
Удивительно: вот перед нами две показушно — антиалкогольные области; водка подорожала; ночью не продается; лекции населению читают; Белых лично отказался от алкоголя и т.д. А продажи и потребление учтенной водки в легальной рознице растет. Области к регионам с высоким уровнем жизни не отнесешь…
Антиалкогольные усилия регионов в одну сторону, а жизнь в другую… В противофазе процессы находятся…
Поэтому антиалкогольный творческий конкурс среди глав регионов на привлечение внимания Президента и получение благодарности продолжается. И есть уже новое направление – антинаркотическое.
Свердловская область – Пиррова победа над рынком
Много информации оттуда. И даже честной. «Водка уходит в подполье; в Свердловской области объемы легальных продаж водки снизились на 30%». И чиновники не пытаются вписать себе это падение в плюс их работы с алкоголем – слишком высока цифра и очевиден процесс.
«Уральский рынок алкогольной продукции за последний год претерпел изменения. Доля водки в структуре продаж сократилась, по разным данным, на 7−30% и продолжает снижаться, уступая винам и коньякам. Между тем, эксперты уверены, что официальная статистика не отражает реальной картины, так как не учитывает спиртные напитки, продающиеся по цене ниже минимально допустимой. В результате чрезмерного регулирования рынка доля легального оборота водки резко снизилась, констатируют профучастники, и прогнозируют ухудшение ситуации в случае очередного повышения пошлины за предоставление лицензии или резкого скачка акциза».
«Как сообщает свердловский Минторг, если удельный вес алкогольных напитков в обороте розничной торговли в 2009 году составлял 9,1%, то в 2010 году это показатель упал до 7,9%. В целом, потребление алкогольной продукции на одного жителя области в 2010 году составило 26,5 литра, что на 0,6 литра меньше, чем в 2009 году. В министерстве отмечают, что продажи водки и ЛВИ сократились на 7,4% к
Итак, с рынка области ушла в 2010 году часть нелегальной водки. Из учтенного государства объема ушло в целом менее 8% объема… Весь вопрос в том – что пришло ей на замену… Не верю, что потребитель ушедшей нелегальной дешевой водки компенсировал ее вином, пивом или САН. Это другой потребитель…
Что говорит общая статистика 2010 – 2011. Оказывается, 2010 – это были еще цветочки, ягодки начались в 2011. И здесь уходит с рынка новая часть нелегальной водки от оставшейся еще с 2010 г. …
Таблица. Сравнение учтенного потребления в январе— феврале 2010— 2011 водки и ЛВИ в Свердловской области.
Продукция (тыс. дал) | Янв— фев 2010 | Янв— фев 2011 | Прирост 2011 к 2010 |
Водка | 959,7 | 680,53 | - |
ЛВИ больше 25% | 128,5 | 30,67 | - |
ЛВИ меньше 25% | 9,25 | 16,57 | +79% |
ЛВИ в целом | 137,8 | 47,24 | - |
Водка + ЛВИ | 1 097,5 | 727,8 | - |
В результате борьбы с нелегальной (дешевой, качественной, заводской, доступной по цене бедным жителям области) в 2010 г. рынок потерял около 8% объема, который однозначно был замещен подпольной продукцией. Только за первые два месяца 2011 года рынок учтенно проданной и выпитой водки и ЛВИ уже потерял 33,7% своего объема.
Когда пишешь 20 млн дал в масштабах России – это не вдохновляет. «Потеря одного человека – трагедия; потеря 1 млн человек – статистика…». А вот когда в области за два месяца 2 700 000 л магазинных водки и ЛВИ были заменены неизвестно чем явно не бросившими пить людьми, которые могли заместить продукт только суррогатом – это уже на грани преступления против людей… Это Пиррова победа над рынком…
Прикинем— эта категория потребителей пьет много – до
Готов предположить, что на Урале все строго и практически нет водки дешевле 115 руб. – то есть нелегальной в обороте (этим может объясняться такая загогулина – относительно тех регионов, где свободно продается водка по 98— 110 руб.). Можно считать Свердловскую область – модель региона с реальной ценой водки и ЛВИ.
Вот эту модель можно перетащить на всю Россию – прогнозируя уход от официально заниженной к реальной МРЦ – в ходе будущей реформы Минфина даже с урезанными ставками акциза. В любом случае даже официальная МРЦ с 2012 резко превысит те же 115 руб…. И пойдут наполеоновские планы Кудрина далеко— далеко на …
Тюмень
Прозревают даже чиновники на местах и не скрывают свое мнение. «Повышение акцизов на алкоголь вынудит при отсутствии роста уровня жизни населения не поспособствуют снижению потребления алкогольной продукции, а вынудят обратиться к альтернативному алкоголю», заявил руководитель управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области А. Пантелеев в ходе
Лично мое мнение остается прежним – власть сознательно фильтровала население страны и спаивала лишнее население в последние 20 лет, и продолжает это делать (только якобы низкие цены на алкоголь здесь ни при чем; во всем цивилизованном мире они значительно относительно ниже); но одно — давать населению в качестве обезболивающего от реформ качественный алкоголь, а другое — сознательно переводить новые группы населения на суррогаты…
Тольятти
Журнал «Деловой Квартал» совместно с инвестиционным холдингом «Финнам» провел оценку активов владельца бренда «Русский стандарт» Р.Тарико.
«Синергия» — под 800 млн дол. Но стоимость «Синергии» зависит от котировки акций (вон как с CEDC случилось). В период реформ российским компания лучше держаться от IPO подальше (а то захотят спекулятивно обрушить акции компании – и обрушат).
А по «Русту» так и осталось не очень понятно – получит ли он «Немирофф» или нет в результате всех этих хитрых действий…
Зарубежье
Британия
А там развивается тенденция, разрешающая посетителям приносит с собой алкоголь. Для многих заведений это единственныйшанс спастись от банкротства. «Многие заведения общественного питания Великобритании в прошлом году отказались от лицензии на продажу алкоголя и разрешили своим гостям приносить напитки с собой. На такие нововведения пошли за год 5 700 баров, клубов и ресторанов. Во время финансового кризиса люди перестали посещать рестораны, и, хотя кризис прошел, большинство жителей страны по привычке продолжают обедать дома».
Возможно, так оно и есть, но будучи в июле прошлого года в стране целую неделю – не в качестве туриста, видел только общепит в разных городах, переполненный едящими и очень активно пьющими купленную в заведении продукцию…
Белоруссия – Турция
«С 14 по 18 апреля в Беларуси находилась турецкая делегация. Целью визита было увеличения экспорта
Почему не у нас? Россия поставила в Турцию в 2010 году немногим больше 500 дал (не тысяч) водки и ЛВИ… Это не столько недоработка наших экспортеров, сколько разница в системе контроля за любой продукцией (в том числе и алкогольной) в Белоруссии и России…