27 января 2010 г. в Государственной Думе РФ
состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование
законодательства в сфере государственного регулирования алкогольного
рынка», в ходе которых обсуждался законопроект «О внесении изменений в
Федеральный закон «О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и
признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной
продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на
его основе». Законопроект был внесен Правительством в Государственную
Думу 11 января 2011г.
Слушания были организованы Комитетом по экономической политике и
предпринимательству. В обсуждении законопроекта приняли участие депутаты
Государственной Думы РФ, представители Федеральной службы по
регулированию алкогольного рынка, представители органов власти, бизнеса и
общественных организаций.
С докладом, отражающим суть предложенных в законопроекте поправок,
выступил статс-секретарь - заместитель руководителя
Росалкогольрегулирования Владислав Спирин. Он отметил, что работа над
законопроектом длилась почти два года. В основу документа легли базовые
программы и поручения Президента РФ и Правительства РФ по повышению
эффективности регулирования алкогольной продукции в Российской Федерации
и снижению потребления алкоголя среди населения, а также Концепция
реализации государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди
населения на период до 2020 года.
Владислав Спирин акцентировал внимание присутствующих на целом ряде
нововведений, которые Правительство предлагает ввести в данный
законопроект.
Это, в первую очередь, отнесение пива и напитков, изготавливаемых на
его основе, к алкогольной продукции, а также введение четкой
классификации алкогольной продукции.
Новым законопроектом предполагается введение запрета розничной продажи
всей алкогольной продукции не только в детских, образовательных
учреждениях, организациях культуры, на объектах спорта, но и на
территориях, прилегающих к ним. Предусматривается также запрет
потребления (распития) алкогольной продукции в указанных местах и запрет
розничной продажи всей алкогольной продукции (за исключением пива
крепостью менее 5 %) в местах массового скопления граждан и нахождения
источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях, а
также в нестационарных торговых объектах.
Предполагается введение на федеральном уровне запрета розничной продажи
алкогольной продукции с 23 часов и до 8 часов по местному времени.
Владислав Спирин уточнил, что эффективность данной меры находит
отражение в снижении количества бытовых преступлений, совершаемых в
состоянии алкогольного опьянения, нарушений правил дорожного движения
нетрезвыми водителями, что способствует оздоровлению социальной
обстановки в целом.
В настоящее время в 63 регионах России введены ограничения розничной
продажи алкогольной продукции по времени, и анализ показывает, что в
ограничения с 23 до 8 утра попадают большинство из регионов, где
регламентировано время продажи. При этом регионам предоставляются
дополнительные полномочия по определению мест, условий и времени продажи
алкогольной продукции вплоть до введения полного запрета ее продажи на
своих территориях.
Кроме того, в целях профилактики алкоголизма среди молодежи,
законопроектом предусмотрено отнесение к слабоалкогольным напиткам
продукции с содержанием спирта не более 7 процентов объема готовой
продукции и запрет ее оборота в потребительской таре более 330 мл.
Ограничения объемов потребительской тары для слабоалкогольной
продукции, по словам Владислава Спирина, будет способствовать снижению
разовой дозы потребления этой продукции, кроме того, розлив в
потребительскую тару меньшего объема увеличит себестоимость продукции по
сравнению с тем же объемом продукции, разлитой в потребительскую тару
большего объема, что также будет являться дополнительным ограничением
приобретения данных напитков.
Законопроектом предусматривается также обязательное наличие
предупредительной надписи "Алкоголь вредит Вашему здоровью", занимающей
не менее 20% площади потребительской тары или этикетки алкогольной
продукции.
Владислав Спирин подробно остановился и на поправках, которые
направлены на совершенствование регулирования алкогольного рынка. Так,
для достоверного учета движения алкогольной продукции на всей территории
России предполагается введение единой формы декларации в рознице и
единый порядок учета розничной продажи алкогольной продукции.
В целях снятия административных барьеров законопроектом предусмотрено
введение единого порядка лицензирования розничной продажи алкогольной
продукции и единого сводного государственного реестра лицензий
(включающий в себя розничную продажу).
В целях исключения злоупотреблений, связанных с переработкой изъятого
алкоголя, предусмотрено обязательное уничтожение конфискованной
алкогольной продукции.
В целях исключения приобретения федеральных специальных марок в
количествах, значительно превышающих реальные потребности, предусмотрено
изменение правил их приобретения и введение расчета в их потребности по
форме, установленной Правительством.
Законопроектом предлагается установить нормы минимального использования
производственных мощностей спиртзаводов и ЛВЗ. Нормы минимального
использования мощностей будут определяться Правительством, исходя из
установленных в организации режимов работы. Законопроектом вводится
контроль использования мощности. В настоящее время отсутствие
законодательно установленной нормы минимального использования мощностей
создает возможность для производства неучтенной продукции.
Еще одним из нововведений является введение лицензирования перевозок
спирта и крепкой нефасованной спиртосодержащей продукции, а также
декларирование объемов такой перевозки. Существующая в настоящее время
такая форма контроля, как уведомление о закупках и поставках спирта –
это, по словам Владислава Спирина, лишь информация о намерениях, которая
не предусматривает представление сведений о фактическом объеме поставки
или закупки сырья. В то же время, возможность неучтенной перевозки
сырья способствует его использованию для производства неучтенной
алкогольной продукции. Поэтому предполагается, что для перевозки
необходимо будет иметь лицензию, а также уведомление для этилового
спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей
продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой
продукции (ранее 60%).
Завершая свое выступление, Владислав Спирин отметил, что, поскольку
законопроектом меняются требования к деятельности хозяйствующих
субъектов, определен переходный период и этапность реализации
предлагаемых мер.