Самой прогрессивной
формой собственности у нас считается частно-государственное партнерство.
И не зря. Частная собственность не защищена и является по сути
условно-срочной. Государственная крепка, но неповоротлива — для
преобразования ее в источник личного обогащения приходится придумывать
сложнейшие офшорные комбинации. А государственно-частное партнерство
означает, что государственный, то есть административный ресурс, в вашем
распоряжении, а приватизировать его можно вполне легально — за счет
«частной» половины.
Так
происходит, например, на рынке крепкого алкоголя. Он один из немногих,
где масштабы бизнеса диктуют федеральный контроль, а на практике
контроль осуществляют регионалы и частники.
Исторически
алкогольный бизнес и был в ведении региональных властей, а частники
выросли из подобных проектов губернаторов, мэров, глав администраций. В
течение всех нулевых идея введения государственной монополии на алкоголь
витала в воздухе и конденсировалась в виде законопроектов, ни один из
которых, однако, не оставался в сухом остатке. Эта идея и не будет
реализована, потому что создание еще одной госкорпорации никому не
нужно. Требуется создание максимально комфортного режима для структуры,
имеющей частных акционеров и государственную крышу.
Тем более что
именно расположение крыши определяет успех на рынке, заурегулированном,
как никакой другой. И новые дополнительные ограничения (см.
комментарии) как раз и направлены на то, что единственным активным
игроком алкогольного рынка останется чиновник. В этой ситуации не важно,
будет ли он действовать в интересах государственной,
государственно-частной или даже окончательно частной компании. Главное,
что не изменится принцип: правила на рынке определяются внерыночными
силами.
Именно под таким углом стоит рассматривать все новации,
предлагаемые государственными регуляторами алкогольного рынка. А вот под
каким углом стоит рассматривать их усилия — отдельная история…
Взять,
к примеру, новый технический регламент на спиртные напитки, который был
внесен в Государственную думу депутатом Виктором Звагельским и, по
данным «Новой», будет рассмотрен 1 декабря. В действительности
техрегламент готовился специалистами Росалкогольрегулирвоания, хотя при
внимательном прочтении так и не скажешь. Наоборот, создается
впечатление, что это правила дорожного движения, переписанные любителями
быстрой пьяной езды.
Существенная часть документа почему-то
посвящена пиву, медовухе и другим «слабоалкогольным напиткам брожения»,
хотя под пиво разработан и параллельно утверждается свой собственный
технический регламент. Тайный замысел авторов бумаги становится
очевиден, когда читаешь статью 11 законопроекта «Сырье, полуфабрикаты и
пищевые добавки, используемые при производстве спиртных напитков». Пункт
4 содержит короткую, но емкую формулировку: «Вино наливом, пиво,
бренди».
Итак, пиво, вино и бренди признаны ингредиентами,
пригодными для изготовления спиртных напитков. В промышленных масштабах.
Это, согласитесь, сокрушительный удар по тем, кто производит
пресловутый ерш кустарным способом. Теперь можно смело бодяжить спирт
пивом, вином или бренди (да хоть всем вместе) и получать убийственную, а
значит, популярную в определенных кругах смесь.
Впрочем, если
почитать регламент еще внимательнее, то можно обнаружить, что в пункте
63 статьи 3 походя легализованы так называемые слабоалкогольные
энергетические напитки — коктейли, содержащие как алкоголь, так и
энергетики, в том числе кофеин. Это главный инструмент алкоголизации
молодежи. Так что авторы регламента позаботились о широком наборе
социальных групп — и тех, кто уже не может без ерша, и тех, кто пока
привыкает к «Яге» .
Все это кажется диким, но в сочетании с
очевидным стремлением государства занять как можно большее (в идеале —
монопольное) положение на рынке крепких спиртных напитков все встает на
свои места. Ведь жизненное пространство нужно отвоевывать не только у
прямых конкурентов, но и у косвенных, у тех же производителей пива. Чем
слабее регулирование сегмента крепкого алкоголя, тем больше его можно
будет производить и продавать в рамках частно-государственного
партнерства.
А президенту по традиции доложат, что поручение о борьбе с алкоголизацией населения выполнено…
* «Яга» («Ягуар») — наиболее популярный алкогольный энергетик среди молодежи социальных низов.
АЛКОЭКСПЕРТ по материалам novayagazeta.ru