На российском рынке
крепкого алкоголя сегодня сложилась уникальная, на первый взгляд,
ситуация. Уровень потребления высок, цена на продукцию все еще остается
достаточно низкой, а 300 существующих заводов, по официальным данным,
выпускают 110 млн дал в год, тогда как в 1980-е годы 120 предприятий
выпускали 190 млн дал за такой же период. На самом деле этому есть
логическое объяснение: по разным оценкам, сейчас около 30 млн дал
производится нелегально, в результате чего бюджет страны ежегодно
недополучает порядка 36 млрд руб. налогов, а потребитель перманентно
рискует своим здоровьем.
Этот
факт напрямую связан и с острой проблемой алкоголизации населения.
Нелегалы, не уплачивая акцизы, поставляют в розницу водку сомнительного
качества по 50—60 руб. за бутылку, оказывая давление на ценовую политику
добросовестных производителей, вынужденных работать на грани
рентабельности при отсутствии честной рыночной конкуренции. В таких
условиях массовый покупатель будет выбирать наиболее дешевый
контрафактный товар, государство — недобирать значительную часть
налогов, а легальные игроки — терять рыночную долю и прибыль.
Данное
положение дел складывалось не один год, но сегодня государство осознало
масштаб проблемы и проявило политическую волю и намерение разрубить
гордиев узел, создав свое главное оружие против нелегалов — Федеральную
службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
Последние инициативы ведомства, лежащие в законодательной и
административной плоскости, вызывают активное обсуждение и разные
оценки, но очевидно, что многие из них серьезно повлияют на рынок в 2011
году.
Еще в 2010 году Росалкогольрегулированием была введена
минимальная отпускная цена на водку в размере 89 руб. за бутылку,
которая впоследствии повысилась до 98 руб. В успех этой инициативы
многие не поверили, но практика показала, что мера позволила пусть и не
полностью, но отсечь от розницы безакцизную водку по 50 руб., лишив
нелегалов их главного преимущества — цены. Это стало первым системным
положительным опытом в противодействии черному рынку.
До
последнего времени в Налоговом кодексе и федеральных законах
существовали бреши, позволявшие нелегалам приобретать акцизные марки, а
затем, используя различные предлоги в виде банкротства или стихийного
бедствия, списывать их и не уплачивать акциз. В июле 2011 года схема
должна значительно измениться и акцизные платежи либо будут
авансироваться в полном объеме, либо под них будет предоставляется
банковская гарантия. Безусловно, это нововведение ляжет дополнительным
финансовым и административным бременем на легальные производства, но
добросовестные игроки считают меру правильной. Они надеются
компенсировать возможные убытки через рост белого рынка алкоголя. С
учетом нововведений существует угроза того, что многие нелегалы уже
запасаются марками, а другие, возможно, начнут их подделывать, поэтому к
этой мере, на наш взгляд, для усиления эффекта можно было бы добавить
введение уголовной ответственности, аналогичной той, которая грозит за
выпуск фальшивых денежных знаков.
Жесткие административные
проверки алкогольных заводов, также начатые в 2010 году, вскрыли
значительное число нарушений и выявили предприятия, производящие на
бумаге неучтенную продукцию. Вдобавок к этому сейчас полным ходом идет
перелицензирование производителей. Большинство лицензий, а количество их
достигает 6 тыс., выдавалось пять лет назад в условиях ослабленного
контроля за отраслью. По разным оценкам, до 50% всех предприятий
отрасли, работающих на основе этих разрешительных документов, выпускают
нелегальную продукцию, и именно они будут поставлены под удар
Росалкоголя. Безусловно, в процессе перелицензирования могут возникать
ошибки и недочеты, наверняка будут недовольные такими мерами, но в том,
что ландшафт отрасли изменится скорее всего в лучшую сторону,
сомневаться не приходится.
Возвращаясь к теме акцизов, нельзя не
упомянуть об острой дискуссии, развернувшейся в последнее время на
правительственном уровне и касающейся размеров и темпов их повышения. В
стабильной рыночной ситуации производители алкоголя являются лишь
коллекторами и проводниками акцизов, так как конечный их плательщик все
же потребитель, который приобретает продукцию с заложенным в нее
налогом. Но это классическая интерпретация идеального рынка. Однако при
наличии нелегального сегмента резкое повышение ставок акцизов,
предложенное Минфином, приведет к еще большему разрыву цены между
легальной и контрафактной продукцией. Как следствие — падение объемов
«белого» производства, снижение налоговых поступлений в бюджет,
увеличение коррупционной составляющей.
Важно отметить, что сейчас
доля нелегального алкоголя снижается и составляет около 25—30%. С
поднятием ставки акциза положительная тенденция сменится отрицательной.
Очевидно, что повышение акцизов проводить необходимо, водка в России
по-прежнему стоит слишком дешево, но делать это надо с оглядкой на
нелегальный сегмент и только тогда, когда его размер сократится до 5—10%
от общего объема выпускаемой продукции.
rbcdaily.ru